Skip to content
 

Йога. Путь самосознания

yoga1837 год. Лахор, Индия. Один из самых известных йогов Индии по имени Харидас на спор с махараджей позволяет похоронить себя в земле. Сначала Харидаз садится в расслабленной позе, опускает голову на грудь, направляет мысленный взгляд на переносицу и, монотонно повторяя несколько коротких слов, погружается в медитацию. Харидас вскоре сам останавливает свое сердце в присутствии английских врачей Мюррея и Макгрегора, которые констатируют смерть.

По уговору срок пребывания в таком состоянии больше месяца, 40 дней. Ученики йога залепляют ему воском глаза, нос, уши и рот. Помещают тело в полотняный мешок и укладывают в гроб, на котором также ставят восковые печати. Затем гроб закапывают в землю. Для чистоты эксперимента, захороненное тело Харидаса все эти 40 дней охраняет конвой солдат.

Над местом захоронения сеют ячмень. На рассвете 23 апреля 1837 года, когда 40 дней уже прошли, жители Лахора и окрестных селений огромной толпой приходят посмотреть на пробуждение Харидаса после почти 6-недельного захоронения. Его вынимают из гроба, тщательно осматривают. Весь мешок покрыт плесенью, руки Харидаса закоченели, а голова лежит на плече. Врач берет руку, но пульс не прощупывается. Даже язык посиневший.

Холодное тело йога принимаются растирать его ученики. Всего лишь через полчаса после эксгумации Харидас начинает дышать. Затем открывает глаза и, узнав сидящего перед ним махараджу Лахора Рамжид-синха, который не верил в возможность подобного, произносит первые слова: «Ну, теперь ты веришь мне?». Примерно через час после извлечения из ящика Харидас полностью приходит в себя.

Это был самый первый, но далеко не последний случай, зафиксированный и засвидетельствованный современной наукой. Если бы он не был подтвержден врачами, то весь этот эксперимент посчитали бы сказкой. Неужели кому то давно известна великая тайна жизни и смерти, и они могут распоряжаться ими по своему усмотрению?

В 20 веке было проведено большое количество экспериментов, реально доказавших, что йоги действительно могут делать подобные вещи. Но как такое возможно? Основываясь на многочисленных фактах, современная наука констатирует, что без кислорода смерть мозга наступает уже через четыре минуты. Бывают редкие исключения, связанные с сильным переохлаждением или со специальными тренировками организма. Но они позволяют не дышать не более 16 минут. После этого все равно начинаются необратимые процессы.

А вот йоги умудряются проводить в бездыханном состоянии часы, дни и даже недели. Они называют его самадхи и достигается оно многолетней и упорной практикой. Для остановки жизнедеятельности они применяют особую технику, именуемую кхечари-мудра. Так в газете Hindustan Times от 28 октября 1958 года был опубликован репортаж с места захоронения 52-летнего йога Бабашри Рамдажи Джирнари. Йог после десятидневного поста, во время которого он пил только воду, был помещен в склеп, где находился в состоянии мнимой смерти в течение 24 часов. Как это все им удается?experiment

Первые физиологические исследования феномена захоронения йогов были осуществлены в 1959 году на кафедре физиологии Всеиндийского института медицинских наук. В городе Удайпуре йог Свами Сатьямурти продемонстрировал восьмисуточное погружение в самадхи в камере замкнутого объема под наблюдением физиологов. К концу второго часа в результате применяемого йогом резкого замедления дыхания, его пульс подскочил до 250 ударов в минуту, как во время быстрого бега. Затем пульс совсем перестал регистрироваться на кардиограмме.

Но йог не умер. Он оставался в таком состоянии целую неделю. И все это время сердце не работало. На восьмые сутки перед окончанием эксперимента у него вновь появился пульс, который достиг 142 ударов в минуту. Температура внутренних органов йога за этот период снизилась с 37,2 до 34,8 градусов Цельсия. Но через 2 часа после окончания эксперимента стала нормальной.

В апреле 1981 года на пляже в Бомбее на глазах у многочисленных свидетелей 106-летнего йога замуровали в яме двухметровой глубины. Без доступа воздуха, пищи и воды он провел в ней целую неделю. А когда был откопан, врачи оживили бездыханное тело и признали йога совершенно здоровым. Старец потерял лишь два килограмма веса и похолодел на 11 градусов, дойдя до температуры окружающей среды. Йог сказал, что такое отключение организма в целях самоочищения он проводил уже более 280 раз. А когда он был вдвое моложе, то отключался как Харидаз на целых полтора месяца.

yogiМожет ли наука хоть как-то объяснить такие невероятные феномены? В этом вопросе позиции ученых разделились. Одни продолжают повторять то, что говорилось еще в прошлом веке. Они относят эти явления к гипнобиозу – состоянию пониженной жизнедеятельности организма, которое приводит к замедлению обмена веществ, ударов сердца, дыхания и т. д. То есть, попросту говоря, феномен йога считается разновидностью летаргии. Но такое объяснение не всех устраивает. Оно подразумевает, что мозг должен продолжать хоть как-то работать. Чтобы человек мог потом снова прийти в сознание.

На самом деле у йогов жизнедеятельность организма не замедляется как при летаргии или гипобиозе, а вообще полностью прекращается. При записи электрокардиограмм было неоднократно установлено, что в таком состоянии пульс у них совершенно не регистрируется. Причем полная остановка сердца и кровообращения иногда длится больше недели. Т.е., по нашим представлениям, это означает настоящую, а вовсе не мнимую смерть. И то, что йоги могут потом по своему желанию возвращаться к жизни, до сих пор не имеет никакого научного объяснения. Это признают многие ученые.

Этот феномен легко объяснить в рамках религиозного мировоззрения. В священных приданиях и книгах описаны многочисленные случаи воскрешения умерших. Чаще всего речь идет о полном отрицании смерти, т.к. для верующего человека это только переход из одного мира в другой, допускающий и возвращение обратно.

Но как быть тем, кто придерживается материалистических взглядов? Если признать научно зафиксированным фактом то, что некоторые йоги могут по собственномуlotus-posture желанию совершать путешествия в царство смерти, имея при себе обратный билет, то получится, что у материалистов нет не только теории, но даже языка, чтобы описать эту практику. И что происходит с сознанием? Может ли оно после таких путешествий считаться продуктом деятельности нашего мозга, как написано в школьных учебниках? Если спросить у самих йогов, как это у них получается, то они ответят, что их сознание просто покидает тело. И вообще жизнь – это именно сознание. Без него живой материи быть не может.

Противостояние глубокорелигиозного мировоззрения Востока и материалистической западной науки началось еще в 19 веке, когда англичане колонизировали Индию. Тогда оказалось, что цивилизованные колонизаторы не в состоянии понять многие, вполне обычные для аборигенов вещи. И считают мистическим суеверием то, что для рядового индуса обыденная реальность. Через сто лет ситуация изменилась. Уже невозможно было отрицать то, что неоднократно фиксировали медицинские приборы – замедление пульса, полную остановку сердца, немыслимые для живого организма, а также показатели состава крови.

Этому не нашлось никакого научного объяснения. Даже ни одной убедительной гипотезы не удалось выдвинуть. Пришлось бы тогда признать возможность существования сознания независимо от физического тела и мозга. Но это, в конце концов, произошло. И о душе, как о некоторой субстанции не связанной с рождением и смертью, заговорили не только околонаучные фрики, а вполне респектабельные представители академического сообщества.

Как это ни поразительно, эксперимент Харидаса в 19 веке и его повторение в веке 20-м со всей очевидностью показали, что ни память, ни сознание при полной безжизненности тела не теряются и вообще могут существовать без него.

Ученые пока не могут прийти к общему мнению относительно феноменальных способностей йогов. Споры идут о происхождении и смысле самого слова «йога». По одной из трактовок оно произошло от санскритского корня «йодж»,  имеющего несколько смысловых значений –  «связь», «обуздание», «гармония», «единение» и т.п.

swami-dev-murtiВ 20 веке множество йогов гастролировало по Европе и демонстрировало мастерство владения телом. В 1959 году в Гамбурге йог Свами Дев Мурти Джи сначала держит на весу привязанного к его волосам кинооператора, который его снимает, затем йог разбивает стеклянные бутылки и, рассыпав на полу осколки, ложится на них голой спиной. На него взбирается целая группа людей и добавляется еще 200 килограммов груза. При этом, стоящие сверху ритмично раскачивают ногами доску, на которой они находятся. После этого йог поднимается и видно, что на спине у него нет ни одного пореза, и ни единой струйки крови.

Какими бы уникальными не казались подобные опыты, наиболее авторитетные йоги Индии считают их исполнителей простыми факирами, работающими на публику. Ведь для истинных йогов главное то, что происходит не с телом, а с духовной природой человека. Но для нашей медицины и физиологии ситуация обратная. Потому что именно телесные проявления легче всего зарегистрировать. При этом факиры вовсе не ограничиваются лежанием на битом стекле или приемом внутрь без вреда для своего здоровья концентрированной кислоты и всевозможных ядов.

31 мая 1947 года, Швейцария. Бывший художник из Нидерландов, ставший йогом и взявший псевдоним Мирин Дажо, демонстрирует свои способности в цюрихском Кантональном госпитале в присутствии множества врачей и журналистов. Острые спицы, шпаги и рапиры проходят сквозь легкие и селезенку, и даже сердце. А иногда через несколько органов одновременно. Но когда оружие извлекают, то, как это ни поразительно, оказывается, что крови на нем нет.

Причем в некоторых случаях специально используют заржавевшие лезвия или посыпают их ядом. Но Мирину это не причиняет никаких неудобств. По ходу эксперимента делаются рентгеновские снимки. На них ясно видны пронзенные шпагой органы. После изъятия шпаги на теле остаются лишь маленькие пятнышки. Подобные исследования позже проводятся в Базеле и Берне. И с тем же удивительным результатом. Но как такое возможно?mirin-dajo

Вся история полна войн. И вряд ли кто-то в состоянии подсчитать, сколько миллионов человек было убито холодным оружием. Но, оказывается, что даже пронзенный насквозь человек может спокойно прогуливаться. Как это можно объяснить? Сам Дажо говорит, что это не металл проходит сквозь него, а наоборот, он сам проходит сквозь металл. Якобы он дематериализует тот участок тела, через который проходит оружие. Его помощник Ян Дирк де Гроот утверждает, что один раз Дажо стал полностью невидимым, и материализовался только когда нарушилось его внутреннее равновесие.

Про Карма-йогу в Бхагават-гите говорится: йога – это искусство в действиях. Бескорыстное служение человечеству в ней называется умением не привязываться к результатам своей деятельности, т.е. работать без эгоистических побуждений.

«Взирай лишь на дело, а не на плоды его. Да не будет побуждением твоим плоды деятельности. Но и бездействию не придавайся. Знай, что то, которым проникнуто все сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то нерушимое. Приходящи лишь тела этого вечного, который не разрушим и не измерим. Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые. Оружие не рассекает его, огонь не палит его, вода его не мочит, ветер swami-vivekanandaне сушит его, ибо нельзя ни рассечь, ни спалить, ни пропитать влагой, ни высушить его. Постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он…».

Все это в той или иной форме присутствует во всех мировых религиях. В Карма-йоге и особенно в Бхакти-йоге многое напоминает об идеале святости, который есть и в христианстве. О том, что тело человека не есть его подлинное «Я», говорил Свами Вивекананда. Он был учеником знаменитого индийского подвижника Рамы Кришны и стал первым индусом, который начал читать в Америке лекции по йоге. Он объяснял древние методики и доносил до слушателей смысл йоговских практик.

В начале 19-го столетия западные завоеватели с обнаженной саблей в руке пришли доказать детям мудрецов, что они дикари, племя мечтателей. Что религия их – простое суеверие, что бог, душа и все за достижение чего они боролись просто слова, лишенные всякого смысла. Что тысячи лет этой борьбы, тысячи лет бесконечного самоотречения ни к чему не привели.

Когда человек познает, что жизнь вечна, он сидит, погруженный в созерцание на берегу реки, всегда готовый отдать свое тело, как ничтожный пустяк. Так, как вы готовы отдать ненужную соломинку. В этом заключается их мужество, их героизм. В этой готовности встретить всегда смерть, как брата. Потому что они убеждены, что смерти для них нет. В этом лежит та их сила, которая сделала их непобедимыми в течение столетий угнетения, иноплеменных вторжений, иноплеменной тирании. Народ этот, несмотря на все, жив и поныне. И среди него, даже во дни величайших бедствий, никогда не переставали подниматься гиганты духа.

1895 год, Южная Индия, Штат Тамилнад. 16-летний юноша Велкатараман Айар внезапно чувствует, что он умирает. Без всяких видимых причин тело перестает его слушаться и коченеет. Велкатараман сначала пытается бороться с этим странным недугом, но вскоре понимает, что ничего сделать не может. Он словно бы со стороны наблюдает за своим ставшим неподвижным телом и теряет всякое ощущение времени. Но затем с ним снова что-то происходит.

Он видит свет и, словно озаренный им, приходит к пониманию, что с ним самим ничего не случилось. Умерло лишь тело, а его сознание все также продолжает жить иeternity существовать. Юноша погружается в поток неведомой ему прежде экстатической радости и счастья. Потеряв счет земного времени и пораженный открывшейся истиной, он даже перестает желать возвращения к жизни. Велкатараману в тот день не суждено было умереть.

Когда он смог снова управлять своим телом и встал, то понял, что земное существование приобрело для него совершенно новый смысл. Он покинул свой дом и отправился к священной для индийцев горе Аруначале, где стал предаваться медитациям, надеясь испытать снова то состояние блаженства, которое ощутил при потере своего тела.

Он почти ни с кем не общался, упорно тренировался весь день с утра до ночи. Но окружающие люди стали замечать, что вокруг этого юноши ощущалась какая-то необычная атмосфера. Юноше дали титул «короля тишины». Постепенно молва росла, и уже множество людей со всех концов страны стремилось оказаться рядом с ним. Он лишь кратко отвечал на вопросы и предлагал самим медитировать.

sri-ramana-maharshiПри этом присутствующие испытывали какие-то поразительные вещи, которые не всегда даже могли выразить словами. Какую-то необычайную умиротворенность чувств. Что-то очень вдохновляющее, величественное и неизъяснимо прекрасное. Естественно, что глубоко религиозные индусы, впрочем, как и иностранцы, которые там бывали, считали, что в такой атмосфере особенно хорошо молиться и чувствовать признаки божественной благости.

В 1907 году, когда Велкатараману исполнилось 28 лет, ему дали новое имя, с которым он впоследствии стал известен всему миру. Его назвали Шри Рамана Махарши, что означает «благословенный Рамана» – великий мудрец. Когда у Махарши просили наставлений, он отвечал: «Познайте сначала кто вы. Это не требует чтения священных писаний или изучения наук. Это просто переживание, состояние бытия постоянно присутствует здесь и теперь. Окончательная истина так проста, она не что иное, как пребывание в своем первоначальном чистом состоянии. Это все, что требуется делать».

1930 год, Пондишери. Мощный циклон, идущий с моря, несет ливни и ураган. Рядом с набережной стоит здание школы известного на весь мир йога Ауробиндо Гхоша. От сильного ветра гаснут светильники. Ученики в спешке закрывают окна. Мирра Альфасса, главная помощница мастера, приехавшая из Франции, заходит в его комнату, чтобы закрыть окна, и с удивлением видит, что Ауробиндо сидит за столом и, как ни в чем не бывало, работает. И хотя на улице ураганный ветер ломает деревья, здесь даже пламя свечи, стоящей у раскрытого окна, не колышется.aurobindo-ghosh

Ауробиндо Гхош создал свою школу йоги, которую назвал интегральной. Он считал, что человеческое самосознание может развиваться и овладевать более высокими уровнями бытия. Он говорил: «Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо бог пребывает в нем».

Для йогов в основе всего сущего, включая человека, а также планеты, звезды и галактики лежит то, что в Индии называют «атман», «пуруша» или «брахман». Это бессмертный дух, единый для всех живых существ и всего мироздания. Йоги считают, что все возникло из него и благодаря ему, и оно проявляется во всем. Это первый и главный принцип всей вселенной. Он совершенен и не может быть уничтожен или изменен.

Любые новые возможности всегда таят в себе и новые опасности. Сегодня йога распространилась по всему миру в качестве модного увлечения. Наставники, многие из которых далеки от совершенства, обучают своих адептов технике релаксации, умению управлять своим телом и контролировать свои мышление и эмоции. Но, конечно, это не та йога самопознания, которую создали великие индийские учителя.

Еще в 19 веке уникальные эксперименты йогов прозвучали как вызов европейской науке. Но никакого внятного ответа нет до сих пор. А значит, по-прежнему актуальны замечательные строки Франсуа Вийона – «Я знаю, как на мед садятся мухи. Я знаю смерть, что рыщет все губя. Я знаю книги, истины и слухи. Я знаю все, но только не себя».


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв