Skip to content
 

Матрона Московская

john-kronstadtВ этот день в Андреевском соборе Кронштадта шла обычная литургия. Как всегда во время богослужения отца Иоанна Кронштадского, храм был полон. Вот служба закончилась и толпы народа, приехавшие со всей России, двинулись, чтобы получить благословение знаменитого пастыря. А он, вдруг увидев кого-то в толпе, сказал: «Православные, расступитесь!». Толпа заколыхалась, раздвинулась. И все увидели маленькую девушку лет пятнадцати в скромной крестьянской одежде. Девушка была слепа. «Матронушка! Иди, иди сюда, — позвал отец Иоанн, — вот идет моя смена! Восьмой столп России!».

На своих святых, как на столпах, стояла Русь всегда. Но надвигались иные времена. Святой праведный Иоанн Кронштадский не раз пророчески предупреждал о грядущих потрясениях. «В кипении страстей, в горниле бед, Россия, ты себя не узнавала. Еще сиял твой негасимый свет, горел как купина и ты в огне сгорала». Может быть, тогда в храме великому пастырю открылось, что России нужны будут не гиганты духа, а вот такие простые и чистые души, как Матронушка. В 20 веке они будут духовной опорой России.

1881 год. В этот год совершилось небывалое прежде на Руси. Руками террористов убит был помазанник божий царь Александр II. Страна содрогнулась от ужаса. Это был знак, первый знак новой эпохи, перевернувший страну. И в том же году, в самом сердце России, в селе Себино Епифановского уезда Тульской губернии, совсем недалеко от знаменитого Куликова поля, появилась на свет девочка, которой суждено будет прославить эти места.matron-baptism

Родилась она в семье простых бедных крестьян Натальи и Дмитрия Никоновых и при крещении получила имя Матрона в честь преподобной Матроны Константинопольской. Бедность семьи, в которой уже росло трое детей, была такова, что родители собирались отдать новорожденное дитя в приют. Но незадолго до родов матери снится странный сон. Чудесная белая птица прилетела к ней в дом. Глаза у птицы были закрыты. Когда же родилась слепая девочка, то мать поняла, что сон ее был вещий, и оставила дочь у себя.

Дом Никоновых находился совсем недалеко от сельского храма, куда вся семья обычно ходила в воскресенье и праздничные дни. Здесь 22 ноября 1881 года и крестили Матрону. Во время таинства, когда священник окунул ребенка в купель, все присутствующие вдруг увидели над купелью столб благоуханного легкого дыма или пара. Это так поразило батюшку, что он сказал: «Я много крестил, но такое вижу впервые. Этот младенец будет свят».

С самого раннего детства Матронушка полюбила храм, запах ладана и воска, красоту церковных служб, которые она постепенно запомнила почти наизусть. Односельчане уже привыкли всегда видеть ее в храме неподвижно стоящей у стены и тихо подпевающей хору. Иногда ночью дома родные заставали девочку в красном углу у икон, как будто тихо беседующей о чем-то с образами. Из-за своей слепоты Матрона росла без общества сверстников, без детских игр. Часто дети дразнили ее и даже обижали. Ведь она была так не похожа на других. Утешая, мать жалела ее: «Бедное мое дитятко, несчастное…». Но Матрона ей на это отвечала: «Нет, мама, нет! Это они несчастные, а я счастливая!».

prayer-healingСчастье, мы говорим о нем, призываем его, ищем, заклинаем. Вся жизнь уходит на то, чтобы понять где, в чем оно твое счастье. Но избранным душам это открывается просто, без усилий, через великое страдание, которое они смиренно принимают.

Все кто ее окружал очень рано стали замечать, что бог наградил Матрону необычайными дарами. Она предвидела то, что должно случиться, умела простыми словами утешить. По ее молитве люди получали исцеление от недугов. И потянулись к бедной избе Никоновых подводы, телеги с больными и недужными, шли и ехали жители окрестных деревень и сел всего уезда и даже губернии. Народ поверил слепой девочке.

Так случилось с одним человеком из соседней деревни, потерявшим способность ходить. «Пусть он завтра идет ко мне, — сказала Матрона, — не может идти, пусть ползет». И он дополз, преодолев за несколько часов четыре километра, а от Матроны ушел уже на своих ногах. «Не я исцеляю, а бог!», — всегда говорила она.

Однажды из села Устья повезла к Матроне парализованного брата молодая благочестивая женщина. Тот не верил в благодатные способности Матронушки. Ну кто она такая… И что она может? Блаженная, несмотря ни на что помогла ему. И когда больной выздоровел, сказала: «Благодари сестру, ее вера тебя исцелила!».

Но в самом народе все меньше оставалось неповрежденной, незамутненной веры. В эти годы в начале 20-го века душа русского человека томилась, искушаемая сатанинским соблазном – здесь, на этой земле воздвигнуть Царствие божие. И многие поддались этому искушению. Для них наступило самое страшное – смерть духовная.

Еще задолго до революции, предчувствуя надвигающуюся катастрофу, Матронушка для храма в своем селе попросила написать икону с удивительным названиемperishing «Взыскание погибших». Этому образу молились люди из самой пропасти греха. Те, кто уже больше ниоткуда не ждал спасения. Деньги на икону собирали всем миром и заказали ее одному художнику из Епифани. Через несколько месяцев живописец признался, что у него ничего не получается. И тогда Матронушка открыла ему, что на совести у него один нераскаянный грех, в котором он должен покаяться. Потрясенный художник покаялся, и икона была написана. Образ несли до Себино как драгоценную реликвию. И все это время Матронушка ждала его и описывала всем присутствующим каждый поворот пути, как будто она сама шла по этим лесным тропинкам.

Огромная крестьянская Россия со всем своим неповторимым миром уже рушилась, уходила навсегда. Революция, гражданская война. К Матроне, с семнадцати лет переставшей ходить – у нее внезапно отнялись ноги, продолжали идти и ехать люди. Но перемены докатились и до Себино. И в 1925 году она переезжает в Москву.

И началась для Матронушки жизнь полная скитаний, бесприютности и постоянной тревоги. Ведь ее могли в любой момент арестовать, выслать и расстрелять. Москва тех лет была странным, фантастическим городом. Сквозь вылезающее новое еще прогладывали черты Москвы старой, белокаменной. Эту, белокаменную и полюбила Матрона. Глубоко и навсегда. «Это святой город, сердце России!», — говорила она.

Где только она не жила за четверть века своей московской жизни. Но куда бы ее, беспомощную и слабую не перевозили, по каким бы углам она не ютилась Христа ради, всюду находило ее людское горе, которого было так много тогда, что казалось и не вычерпать это бездонное море. Ведь всю Россию сотрясало тогда безумное безбожие. Остановить это беснование могла только молитва.

matrona-of-moscowМатронушке было открыто, что битва кровавая и жестокая идет за само существование России, русского народа. Поэтому так горяча была ее молитва. В самые страшные, отчаянные дни первых месяцев войны она повторяла: «Враг нас не одолеет!».

Во время войны Матронушка жила у Ждановых на Арбате. Каждый, кто входил к ней в комнату, видел маленькую женщину в темном платье, с миниатюрными удивительно мягкими руками, сидящую на кровати. Лицо с закрытыми глазами необыкновенно чуткое, как будто она действительно видит нечто скрытое от наших глаз. Она почти никогда не спала, а так, дремала на кулачке. Только одному богу была известна вся глубина ее безмолвного страдания, ее одиночества.

Война закончилась, но жизнь Матронушки была все та же. Переезды, углы и бесконечный человеческий поток. И она никому не отказывала. Наверное, только людей к ней стало приходить больше, а сил у нее оставалось меньше.

Как ни выжигали из души русского человека память о святой Руси, она осталась в ней, пусть потаенно, в самой глубине. Матронушка была душой народа, его памятью. О ней молились монахи Троице-Сергиевой Лавры, ее почитали многие священники. Блаженная старица до самого конца несла крест своего служения. 2 мая 1952 года она скончалась. Отпевали ее 4 мая в неделю жен-мироносиц в храме расположении на Донской улице при большом стечении народа. Похоронили Матронушку на Даниловском кладбище.prayer

«После моей смерти ко мне на могилку мало кто будет ходить. Только близкие. А когда они умрут, то запустеет могилка. Но через много лет люди узнают про меня. И пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко господу. И я всем буду помогать, и всех услышу…».

8 марта 1998 года совершилось событие, которого ждал народ. Мощи Матронушки были перенесены из Даниловского кладбища в Покровский женский монастырь. Здесь отныне они и будут покоиться. А через год 2 мая 1999 года состоялось церковное прославление блаженной старицы. О ее канонизации объявляет святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий. У древней столицы появилась новая святая. Как тут не вспомнить слова самой Матронушки: «Я московская. Я всегда здесь буду!».

pokrovsky-monasteryМощи святой Матроны главная святыня Покровского монастыря. Они как магнит притягивают сюда православный народ. Тех, кому всю свою жизнь помогала Матронушка, и продолжает помогать сейчас.

Святые России – столпы ее. Это наша связь с миром небесным, с богом. На своей родной Тульской земле Матрона Московская почитается не меньше, чем в первопрестольной. Может быть только ее памятью и стоит пока еще на свете село Себино. Стоит хотя бы потому, что каждый год стекается сюда народ почтить свою святую.

«Если народ теряет веру в бога, то его постигают бедствия. А если он не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло. Россия была, есть и будет. Молитесь, просите, кайтесь. Господь нас не оставит и сохранит землю нашу!».


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать отзыв